При появлении на свет младенец ничего не умеет, у него присутствуют только рефлексы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Новорожденный ребенок появляется на свет с достаточным запасом рефлексов – реакциями организма на разнообразные внешние раздражители, что позволяет ребенку приспособиться к условиям окружающей среды. Многие из этих действий рефлекторны, новорожденный не может контролировать большую часть своих движений.
Исследование рефлексов в основном используют для оценки состояния центральной нервной системы (ЦНС). По рефлекторной деятельности новорожденного и ребенка первого года жизни врачи оценивают его нервно‐психическое развитие.
Рефлексы у здорового доношенного ребенка должны быть симметричны, то есть наблюдаемый ответ должен быть одинаковым справа и слева. Об асимметрии рефлексов говорят тогда, когда рефлексы нормально вызываются с одной стороны и отсутствуют с другой.
Безусловные рефлексы и движения исследуют в трех положениях: на спине, на животе и в состоянии вертикального подвешивания.
Рефлекс Моро (рефлекс испуга или объятия) является одним из самых ценных в неонатологии. Может возникнуть в ответ на раздражители:
Изначальное положение – ребенок на спине. Если младенцу угрожает падение или в ответ на сильный звук он резко поднимает руки вверх, отводит их в стороны и открывает ладони (раскидывает растопыренные ручки, при этом ладошки как бы готовы схватить что-то) и напрягает тело – это первая фаза рефлекса Моро. Через несколько секунд руки возвращаются в исходное положение (сведение рук, будто кого-то обнимает) – вторая фаза рефлекса Моро.
Раньше его иногда называли «кучерским» рефлексом, так как он напоминал согревающие движения кучеров в холодную погоду.
Оживление рефлекса Моро и спонтанное его появление говорят о повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и судорожной готовности.
Рефлекс Моро хорошо выражен с рождения до 3-4-го месяца, но задержка этого рефлекса служит прогностически неблагоприятным признаком. Если рефлекс сохраняется в 6 месяцев и дольше, это может свидетельствовать о нарушении мышечного тонуса или говорить о поражении центральной нервной системы, поражении коры головного мозга.
Рефлекс Бабинского считается одним из самых известных и диагностически очень важных. Смысл рефлекса заключается в том, что в ответ на подошвенное раздражение происходит выраженное разгибание большого пальца и веерообразное расхождение остальных.
Проведите кончиком своего пальца по наружному краю подошвы в направлении от пятки к подушечкам пальцев. При этом у младенца большой палец разгибается, а другие пальцы веерообразно расходятся и тоже разгибаются.
А надавливание большим пальцем на подушечку стопы (в области 2 и 3 пальцев) вызывает подошвенное сгибание пальцев (подошвенный рефлекс).
У здоровых детей рефлекс Бабинского сохраняется до 12-15 месяцев жизни. Созревание коры головного мозга сопровождается исчезновением данного рефлекса.
Рефлекса Бабинского у новорожденных и грудничков является физиологическим, а вот у детей старшего возраста и взрослых считается несомненным признаком патологии при различных заболеваниях нервной системы. Он входит в общепризнанное понятие «синдрома пирамидной недостаточности».
При надавливании пальцем до ладони новорождённый обхватывает и сжимает вложенный ему в кисть палец. Иногда степень обхвата бывает настолько сильной, что ребенка можно приподнять. Врачи оценивают симметричность рефлекса.
Рефлекс может отсутствовать у глубоко недоношенных детей. Рефлекс наблюдается до 3-4 месяцев, в дальнейшем на базе хватательного рефлекса постепенно формируется произвольное захватывание предмета.
Если у ребенка такая манипуляция вызывает резкий плач, это может свидетельствовать о наличии болевого синдрома вследствие травмы шейного отдела позвоночника. Следует незамедлительно сообщить об этом врачу.
Наличие стойкого хватательного рефлекса после 5-6 месяцев, особенно с конца первого года жизни, как правило, сочетается с повышением мышечного тонуса и позволяет заподозрить патологию центральной нервной системы.
Положите ребенка на живот. Если подставить под подошвы ребенка ладонь, то ребенок поползет вперед, помогая себе руками и ногами. В таком положении он совершает спонтанно ползающие движения руками и ногами – спонтанное ползанье. Рефлекс ползания определяется с третьего дня до 4 месяцев жизни, а затем угасает.
Рефлекс ползания менее выражен или отсутствует у детей, родившихся в асфиксии, а также при внутричерепных кровоизлияниях, травмах спинного мозга. При заболеваниях ЦНС ползающие движения сохраняются до 6-12 месяцев, как и другие безусловные рефлексы.
При выкладывании на живот здоровый новорожденный пытается оторвать голову от поверхности, на которой он лежит и поворачивает голову в сторону, чтобы не задохнуться. Часто он делает несколько качательных движений при попытке голову поднять.
Чтобы поднять и повернуть голову, новорожденный должен иметь достаточную силу мышц шеи, но удержать ее (голову) он еще не может. Дети с патологией шейного отдела спинного мозга сами приподнять и повернуть голову не в состоянии. В данном случае ребенок лежит, уткнувшись лицом в подушку.
Определяется защитный рефлекс до 1,5-2–х месяцев.
В возрасте около 2 месяцев ребенок непостоянно приподнимает голову в положении на животе и удерживает ее 10—20 секунд, но большую часть времени он всё ещё лежит с опущенной головой.
Если положить ребенка на спину и погладить пальцем по его щеке или в области угла рта (не прикасаясь к губам), то он повернется с открытым ищущим ртом в сторону раздражителя. Этот рефлекс особенно заметен, когда ребенок проголодался. Гримасы, которые строит при этом ребенок, должны быть одинаковыми с обеих сторон. Если есть различия, возможно наличие родовой травмы или воспаления лицевого нерва.
Поисковый рефлекс наблюдается до 3-4 месяцев, затем угасает. У ребенка в этом возрасте появляется реакция на зрительный раздражитель, малыш оживляется при виде бутылочки с молоком, при приготовлении матерью груди к кормлению. Поэтому после 4 месяцев малыш открывает рот при виде соски, а не вследствие прикосновения.
Часто поисковый рефлекс отсутствует у недоношенных детей вследствие угнетения или незрелости ЦНС. Отсутствие рефлекса у доношенных новорожденных и детей первых 2 месяцев перед кормлением указывает на возможное поражение головного мозга. Наличие повышенного рефлекса у младенцев в конце первого года жизни свидетельствует о поражении полушарий большого мозга (энцефалопатия новорожденных, энцефалит).
Быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед. Этот рефлекс сохраняется до 2-3 месяцев.
Соска, палец, сосок груди, помещенные между губами ребенка, плотно захватываются и удерживаются в полости рта. Одновременно губами производятся ритмичные сосательные движения. Сохраняется в течение первого года жизни.
При преждевременных родах (до 32 недели беременности) у ребенка недостаточно развиты сосательный и глотательные рефлексы.
У ребенка в возрасте 3 месяцев сосательный рефлекс возникает не только в ответ на вложенную в рот грудь или соску, но и при виде груди матери или бутылочки с молоком.
Новорождённый не способен стоять, но он способен к опорной реакции. Рефлекс опоры вызывается прикосновением стоп ребенка к пеленальному столику. Для этого ребенка держат за подмышки вертикально на весу, ребенок сгибает ноги во всех суставах. Рефлекс опоры состоит из двух фаз:
При небольшом наклоне вперед ребенок делает шаговые движения (автоматическая походка).
Указанный рефлекс хорошо выявляется до 2-3 месяцев. Только к концу 1 года жизни появляется способность самостоятельно стоять и ходить, которая рассматривается как условный рефлекс и для своего осуществления требует нормальной функции коры больших полушарий.
У новорождённых с внутричерепной травмой, родившихся в асфиксии, в первые недели жизни реакция опоры и автоматическая походка часто угнетены или отсутствуют. При наследственных нервно-мышечных заболеваниях реакция опоры и автоматическая походка отсутствуют из-за резкой мышечной гипотонии. У детей с поражением центральной нервной системы автоматическая походка задерживается надолго.
У всех новорождённых наблюдается рефлекс задержки дыхания — при попадании воды на лицо малыш автоматически задерживает дыхание на 5-6 секунд. Угасает после второго-третьего месяца.
Рефлекс может помочь в обучении плаванию, поэтому его рекомендуется развивать с помощью погружений в воду: по указанию родителя «раз, два, три, ныряем», интенсивно подуете ребенку в лицо. Он сморщится, закроет глазки и задержит дыхание. Когда малыш освоит это упражнение, можно переходить к следующему. На команду: «внимание, ныряем» родитель брызгает ребенку воду в лицо, так чтоб она не попала в нос или полить из кувшина на макушку головы (при этом ребенок находится на руках лицом вниз). Ребенок при этом задерживает дыхание. Если младенец освоил все эти упражнения, можно перейти к настоящему нырянию неглубоко под воду на 2-3 секунды.
Новорожденный чихает, когда щекочут нос или направляют в глаза яркий свет. Кашляет, тем самым помогая освободить дыхательные пути от слизи и жидкости. Моргает при прикосновении к векам и отдергивает конечность от боли, например, когда прокалывают пятку, чтобы взять кровь на анализ.
Простейшие рефлексы исчезают у младенца на первом году жизни, однако некоторые из них, например, рефлекс вздрагивания, мигания, зевания, кашля и чихания, остаются на всю жизнь.
© 2008–2024 www.kukuzya.ru
Всё для родителей о малышах
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-51550 выдано Роскомнадзором 26.10.2012г.
Все права на статьи, если не указано иное, принадлежат www.kukuzya.ru.
При перепечатке единичных статей активная гиперссылка на сайт www.kukuzya.ru обязательна.
Копирование всего содержимого сайта и разделов - ЗАПРЕЩЕНО.
Публикация (частичная или полная) в печатных изданиях - только с письменного разрешения владельцев ресурса.